Меню
Skip menuНечаев Егор Ефимович
Один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на пятый день расплавленное стекло изуродовало ему ногу; во время лечения научился читать. 9 лет снова поступил на завод. Всего проработал на производстве около 50 лет. 18 лет стал читать лубочную лит-ру. Случайно попавший в руки Нечаеву старый номер журнала с автобиографией и стихами Сурикова (см.) пробудил в молодом стеклянщике жажду поэтического творчества. Нечаев начал с обличительных стихов против местной заводской администрации. Встретив поддержку журналиста А. А. Попова (Монастырского), он с 1891 печатается в газетах и журналах. В 1911 выпустил книжку "Трудовые песни", в 1914 - книжку "Вечерние песни". В 1916 оставил завод и стал жить лит-ым трудом. Состоял членом ВАПП и "Кузницы".
Рабочая тематика, рабочий быт сразу утвердились в поэзии Н., но идейное содержание и эмоциональная настроенность в первые годы носили мелкобуржуазный отпечаток. Для ранних стихов Н. характерны мотивы бессильной скорби, надежд на гуманность "баловней судьбы", надежд на бога, к-рый увидит слезы, скорбь и нужду и "властной рукой озарит долгий путь трудовой", и т. д. Но постепенно, с ростом рабочего класса, эта идеология уступила место вызревающему пролетарскому сознанию: стихотворение "Думы" [1891] отражает борьбу пробуждающегося сознания с забитостью и покорностью, в стихотворении "Язычница" [1899] провозглашается разрыв с религией. Революцию 1905 Н. встречает как певец классовой борьбы.
Образ гуты, огромной стеклоплавильной печи, проходит через всю поэзию Н. Замечательно коренное изменение подхода к гуте, заводу, производству, труду, отразившееся в послеоктябрьских стихах Н.: если ранее гута была ненавистна и поэт гордо отказывался восхвалять ее, то теперь, после перехода завода в руки пролетариата, Н. радостно славит завод и заводской труд.
Нечаев находился под большим влиянием поэзии революционных разночинцев и вместе с тем - поэзии мещанства (Никитин, Суриков). Он так и не преодолел этих влияний. От мещанских поэтов Нечаев унаследовал вялость стиха, случайность словаря, банальность образов, рифм. От поэтов революционного народничества к Н. перешли демократические идеи: "народ", "свобода" и т. д. Неизбежные на начальном этапе пролетпоэзии художественные недочеты искупаются в творчестве Н. большой общественной значимостью содержания, глубокой искренностью и эмоциональной насыщенностью его стихов. Незадолго до смерти Н. перешел к прозе: его очерки ценны знанием дореволюционного рабочего быта и колоритным рабочим языком.