Меню
Skip menuКирсанов Семён Исаакович
Имя при рождении: Семён Кортчик
Псевдонимы: Кирсанов
Дата рождения: 5 (18) сентября 1906(19060918)
Место рождения: Одесса, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти: 10 декабря 1972(1972-12-10)
Место смерти: Москва, СССР
Гражданство: СССР
Направление: футуризм, социалистический реализм
Жанр: стихотворение, поэма
Язык произведений: русский
Семён Исаакович Кирсанов (настоящая фамилия Кортчик) (1906 — 1972) — русский советский поэт. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Биография
Родился в 5 (18) сентября 1906 года в Одессе, в семье портного. В 1921 году окончил школу. В 1925 году окончил филологический факультет Одесского института народного образования.
Футурист, ученик Маяковского и Хлебникова. Участник объединения «Юго-Леф». В 1926 году переселился в Москву. Вступил в ЛЕФ. В 1935 году С. И. Кирсанов, будучи в творческой командировке, посетил Польшу, Чехословакию, Австрию и Францию. В 1939 году участвовал в освободительном походе РККА в Западную Украину и Западную Белоруссию. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентм фронтовых газет, руководил группой, выпускающей «Окна ТАСС». Создал солдатский лубок «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата». В качестве специального корреспондента газеты «Труд» освещал события на Нюрнбергском процессе. В 1939—1946 годах поэт был депутатом Моссовета.
С. И. Кирсанов умер 10 декабря 1972 года от рака горла. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Творчество
Литературной деятельностью занимается с 1920 года. Первые книги — «Прицел» (1926), «Опыты» (1927), поэма «Моя именинная»(1928). Наиболее известное ранне футуристическое стихотворение «Мэри-наездница» и «Буква эР». После разгрома русского футуризма долгое время находился в кризисе, пытаясь вписаться в новую ситуацию. Пережив кончину любимой супруги от горловой чахотки, написал лиричную футуристическую исповедь «Твоя поэма»(1937).
Опубликовал свыше 40 книг стихов и поэм («Пятилетка», «Товарищ Маркс» (1933), «Золушка» (1934), «Ночь под Новый век» (1940). После войны написал поэмы «Эдем», «Александр Матросов» (1946—1949), «Небо над Родиной» (1944—1947), «Езда в Незнаемое» (1950), «Макар Мазай» (1947—1950), «Вершина» (1952—1954).
После войны вышли его книги:
«Чувство нового»
«Советская жизнь»
«Товарищи стихи»
С. И. Кирсанов писал в духе социалистической эпохи, но политический пафос в целом был ему чужд. На Втором съезде Союза писателей (1954) выступил с речью о праве поэта на свой внутренний мир и на фантазию в лирических произведениях.
В годы «хрущёвской оттепели» снова стал печататься уже как признанный мэтр поэзии. Поэма «Вершина» (1954) была подвергнута резкой критике за формализм (страшное обвинение со времен сталинизма). Партийную критику привели в ярость асонансные рифмы типа «над Индией — заиндевел», хотя речь шла о штурме вершины «Пик коммунизма» советскими альпинистами. Вышли в свет «Поэма поэтов» и «Следы на песке» (популярным становится стихотворение на музыку Таривердиева «У тебя такие глаза, как у самых новых машин…») — значимые явления в русской лирике второй половины XX века. Философская поэма «Однажды завтра» (1962). Продолжал отстаивать право на словотворчество («Свояси»), навлекая на себя огонь критики и недружественные эпиграммы. «Что такое трюкаси?/Спросил я учителя в приготовительном классе…». Отвечая своим критикам, поэт восклицал:
Я открыл для вас слов неиссякаемые возможности.
А вы меня упрекаете в неосторожности!
Публикует в журнале «Наука и жизнь» свои палиндромы. В советское время палиндромы считались трюкачеством и, как правило, не печатались.
В семидесятые годы изданы философско-лирические поэмы «Зеркала» и «Дельфиниада». Дельфины изъясняются палиндромами. В зеркалах навечно остается отпечаток тех, кто смотрелся в них.
Лирическим хитом стала песня на слова Кирсанова «Эти летние дожди» из последнего цикла «Больничная тетрадь». Вопреки ранненигилистическим установкам футуризма, поэт воспевает вечную жизнь, остающуюся в слове.
Кирсанов также много переводил Луи Арагона, Пабло Неруду, Н. Хикмета и других поэтов. Широко применял в стихах анаграмму, палиндром, словотворчество. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых шестидесятников А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко, Ю. Мориц, Р. Рождественского. Благодаря ему обратился к палиндромной поэзии тамбовский поэт Николай Ладыгин. Несомненно его косвенное присутствие в поэтике основателя метаметафоризма Кедрова. Именно Кирсанов изобрёл стремительный ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую половину XX века.