Меню
Skip menuФет Афанасий Афанасьевич
Имя при рождении: Афанасий Афанасьевич Шеншин
Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1820(1820-12-05)
Место рождения: усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния, Российская империя
Дата смерти: 21 ноября (3 декабря) 1892(1892-12-03) (71 год)
Место смерти: Москва
Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши?н, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.
Биография
Фамилия Фет (точнее, Фёт, нем. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина (1775—-1855) и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия — неизвестно). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).
* 1820 год, 23 ноября — родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Шеншина
* 1835—1837 — учёба в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верро (теперь г. Выру, Эстония), Фет начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии
* 1838—1844 — учёба в Московском Университете
* 1840 — выход сборника стихов Фета «Лирический пантеон» при участии А. Григорьева, друга Фета по университету
* 1842 — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки»
* 1845 — поступление на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, становится кавалеристом
* 1846 — присвоение первого офицерского звания
* 1850 — второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». Гибель Марии Козьминичны Лазич[2], возлюбленной поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи.
* 1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник»
* 1854 — служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания»
* 1856 — третий сборник Фета. Редактор — Тургенев
* 1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной, сестре врача С. П. Боткина
* 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве
* 1859 — разрыв с журналом «Современник»
* 1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета
* 1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет
* 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
* 1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни»
* 1892, 21 ноября — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Творчество
Поэзия
Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.
Фет — представитель так называемой «чистой» поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.
Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.
Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
В этом стихотворении нет ни одного глагола. Однако статичное описание пространства передает само движение времени.
Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А.А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева).
Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа.