Меню
Skip menuБогданович Ипполит Фёдорович
Дата рождения: 23 декабря 1743 (3 января 1744)(17440103)
Место рождения: Переволочна, Киевская губерния, Российская империя
Дата смерти: 6 (18) января 1803
Место смерти: Курск, Курская губерния, Российская империя
Гражданство: Российская империя Российская империя
Язык произведений: русский
Ипполит Фёдорович Богданович (23 декабря 1743 (3 января 1744), Переволочна, Киевская губерния — 6 (18) января 1803, Курск) — русский поэт. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» — вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».
Даты жизни
Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) года в Переволочне, в украинской дворянской семье. В 1761 году окончил Московский университет и оставлен надзирателем за классами в университете, хотя с десяти лет был определён в военную службу. В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763-м прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина. В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства при Саксонском дворе. В 1769 году был переведён в департамент герольдии, в 1780 - в государственный архив. С 1783 года Богданович — член Российской академии. С 1788 по 1795 год — председатель государственного архива. После увольнения со службы — оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года.
Творчество
Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря М. М. Хераскову и И. И. Мелиссино. В 1763 г. он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).
Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах "Душенька", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Санкт-Петербурге и до 1841 г. выдержала 15 изданий — последнее в 1887 г. А. С. Суворина в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786 г.), «Славяне» (1787 год) — пьесы, не имевшие успеха.
С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а с 1775—1782 гг. редактировал «СПб. ведомости». Кроме того, он написал:
* «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);
* «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., 1805);
* «Блаженство народов» (поэма, М. 1810);
* «Берег» (СПб., 1812);
* «Русские пословицы» (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);
* «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).
Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов:
* «Ода из псалма 114»
* «Псалом 45»
* «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
* «Псалом 148»
и т. д.
Плодами его исторических занятий остались:
* «Историческое изображение России» (СПб., 1777)
и переводы:
* «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
* «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
* «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771—75).
Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).
Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809—1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. — М. 1818—1819 г., 4 ч.; 3-е — Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.
«Душенька»
В старости
Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века, занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.
Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:
Зачем нам надписьми могилу ту чернить
Где Душенька одна всё может заменить?
— говорится в одной из них.
Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.