Литературная энциклопедия Nukacoal

Сайт для умных, но ленивых людей


Кирсанов Семён Исаакович



Имя при рождении: Семён Кортчик

Псевдонимы: Кирсанов

Дата рождения: 5 (18) сентября 1906(19060918)

Место рождения: Одесса, Херсонская губерния, Российская империя

Дата смерти: 10 декабря 1972(1972-12-10)

Место смерти: Москва, СССР

Гражданство: СССР

Направление: футуризм, социалистический реализм

Жанр: стихотворение, поэма

Язык произведений: русский

Семён Исаакович Кирсанов (настоящая фамилия Кортчик) (1906 — 1972) — русский советский поэт. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Биография

Родился в 5 (18) сентября 1906 года в Одессе, в семье портного. В 1921 году окончил школу. В 1925 году окончил филологический факультет Одесского института народного образования.

Футурист, ученик Маяковского и Хлебникова. Участник объединения «Юго-Леф». В 1926 году переселился в Москву. Вступил в ЛЕФ. В 1935 году С. И. Кирсанов, будучи в творческой командировке, посетил Польшу, Чехословакию, Австрию и Францию. В 1939 году участвовал в освободительном походе РККА в Западную Украину и Западную Белоруссию. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентм фронтовых газет, руководил группой, выпускающей «Окна ТАСС». Создал солдатский лубок «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата». В качестве специального корреспондента газеты «Труд» освещал события на Нюрнбергском процессе. В 1939—1946 годах поэт был депутатом Моссовета.

С. И. Кирсанов умер 10 декабря 1972 года от рака горла. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Творчество

Литературной деятельностью занимается с 1920 года. Первые книги — «Прицел» (1926), «Опыты» (1927), поэма «Моя именинная»(1928). Наиболее известное ранне футуристическое стихотворение «Мэри-наездница» и «Буква эР». После разгрома русского футуризма долгое время находился в кризисе, пытаясь вписаться в новую ситуацию. Пережив кончину любимой супруги от горловой чахотки, написал лиричную футуристическую исповедь «Твоя поэма»(1937).

Опубликовал свыше 40 книг стихов и поэм («Пятилетка», «Товарищ Маркс» (1933), «Золушка» (1934), «Ночь под Новый век» (1940). После войны написал поэмы «Эдем», «Александр Матросов» (1946—1949), «Небо над Родиной» (1944—1947), «Езда в Незнаемое» (1950), «Макар Мазай» (1947—1950), «Вершина» (1952—1954).

После войны вышли его книги:

«Чувство нового»

«Советская жизнь»

«Товарищи стихи»

С. И. Кирсанов писал в духе социалистической эпохи, но политический пафос в целом был ему чужд. На Втором съезде Союза писателей (1954) высту­пил с речью о праве поэта на свой внутренний мир и на фантазию в лири­ческих произведениях.

В годы «хрущёвской оттепели» снова стал печататься уже как признанный мэтр поэзии. Поэма «Вершина» (1954) была подвергнута резкой критике за формализм (страшное обвинение со времен сталинизма). Партийную критику привели в ярость асонансные рифмы типа «над Индией — заиндевел», хотя речь шла о штурме вершины «Пик коммунизма» советскими альпинистами. Вышли в свет «Поэма поэтов» и «Следы на песке» (популярным становится стихотворение на музыку Таривердиева «У тебя такие глаза, как у самых новых машин…») — значимые явления в русской лирике второй половины XX века. Философская поэма «Однажды завтра» (1962). Продолжал отстаивать право на словотворчество («Свояси»), навлекая на себя огонь критики и недружественные эпиграммы. «Что такое трюкаси?/Спросил я учителя в приготовительном классе…». Отвечая своим критикам, поэт восклицал:

Я открыл для вас слов неиссякаемые возможности.

А вы меня упрекаете в неосторожности!

Публикует в журнале «Наука и жизнь» свои палиндромы. В советское время палиндромы считались трюкачеством и, как правило, не печатались.

В семидесятые годы изданы философско-лирические поэмы «Зеркала» и «Дельфиниада». Дельфины изъясняются палиндромами. В зеркалах навечно остается отпечаток тех, кто смотрелся в них.

Лирическим хитом стала песня на слова Кирсанова «Эти летние дожди» из последнего цикла «Больничная тетрадь». Вопреки ранненигилистическим установкам футуризма, поэт воспевает вечную жизнь, остающуюся в слове.

Кирсанов также много переводил Луи Арагона, Пабло Неруду, Н. Хикмета и других поэтов. Широко применял в стихах анаграмму, палиндром, словотворчество. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых шестидесятников А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко, Ю. Мориц, Р. Рождественского. Благодаря ему обратился к палиндромной поэзии тамбовский поэт Николай Ладыгин. Несомненно его косвенное присутствие в поэтике основателя метаметафоризма Кедрова. Именно Кирсанов изобрёл стремительный ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую половину XX века.

 
статистика  Закажи рекламу на Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru! От 5 долларов за все!
Hosted by uCoz